Мелкая буржуазия

Мелкая буржуазияМелкая буржуазия — объект исследования писателей всех стран. Ханжество, корыстолюбие, приспособленчество, трусость — эти качества героев Отяна с помощью актёров В. Татосова, В. Маргуни, В. Вердересян, А. Котикяна, Х. Назаретяна и других переданы в трёхчастевом фильме Маляна достоверно и полно. История карточного игрока мсье Жака, которого все принимают за доносчика, осуждают втихомолку, но перед которым лебезят и заискивают, разыгрывается несколько картинно, водевильно. Специфического для экранизируемой новеллы ощущения нависшей над жителями угрозы даже не возникает. Хотя и ведутся бесконечные разговоры о Гусейне-паше, для которого заготовляют списки «неугодных» армян, о предстоящей отмене торговых льгот, о шпионах и осведомителях, которыми заполнен городок. Эти разговоры пугают персонажей фильма, но вызывают сочувственную улыбку у современных зрителей, знающих, что ожидает этих суетящихся в поисках мирских радостей людей. В фильме — не только насмешка и ирония, но и грусть и жалость к тем, кому суждено стать через совсем короткое время жертвами первого в XX веке геноцида. Дважды вернётся ещё Малян к западноармянской теме: в «Пощёчине», лирической мелодраме, и в «Наапете» — о человеке, пережившем трагедию и возвращающемся к жизни. Но о них чуть позже.

Поставленный в 1967 году «Треугольник» — первый фильм, в котором Малян проявил себя художником самобытным, тонко чувствующим экранную фактуру. Пятеро героев фильма, работающих в небольшой кузнице, по форме напоминающей треугольник (отсюда и название картины); пятеро мкртычей (по-русски — кузнецы), хоть и названы так условно, очень разные, каждый из них личность, все со своей судьбой, все на особицу, все живые люди. Один из мкртычей побывал в Штатах, потому одевается немного «по-заграничному»; другой прославился тем, что якобы переплыл из Турции Чёрное море; третий — самый молодой, самый красивый, самый стройный; четвёртый — грузин и тем, конечно, тоже отличен от других. Ну а пятый — лучший мастер, уста, он как бы негласный лидер этого маленького трудового коллектива, трудового братства.

В 1965 году Малян осуществил первую самостоятельную кинопостановку. Это был короткометражный фильм «Мнимый доносчик», поставленный по новелле западноармянского писателя Е. Отяна. Быт небольшого городка Западной Армении, находившейся под турецким владычеством, привлёк внимание режиссёра своей необычностью. Внимание к жизни своих соотечественников, которая как бы сплошь состоит из мелких забот и столь же мелких мыслей и желаний, нашло отражение в огромном пласте армянской культуры, которым была западноармянская литература, ныне не существующая, принадлежащая истории. Литература западных армян, ставших жертвой первого в XX веке геноцида, в своих лучших произведениях смогла показать выморочную жизнь обитателей древних городов и сёл, пытающихся приспособиться к оккупантам, к чужим нравам и порядкам.